ДОП - Движение Дружин охраны природыДОП - Движение Дружин охраны природы Этот сайт поддерживается Forest.RU

< English


Деятельность Движения

     Кампания в защиту Сочинского национального парка
     Восстановление общественного экологического контроля
     ООПТ
     Первоцвет
     Операция "Ель"

Новости

Организации Движения

История Движения

Песни ДОП

Библиотека

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате



SocEco Banner

"О необходимости восстановления функций общественных природоохранных инспекций при специально уполномоченных государственных органах"

Резолюция Всероссийской конференции "Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения"

(г. Королев, Московская обл., 3-4 июня 2005 г.)

Мы, участники Всероссийской конференции "Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения" (г. Королев, Московская обл., 3-4 июня 2005 г.), организованной Центром экологической политики России, Центром охраны дикой природы и Московским представительством Международного фонда защиты животных (IFAW), представляющие 24 региона России, обращаем внимание на необходимость восстановления в России общественных природоохранных инспекций при специально уполномоченных государственных органах в области охраны и использования животного мира.

Начиная с середины 1990-х гг. специально уполномоченные государственные органы в области охраны и использования животного мира, постоянно находятся в стадии реформирования. В последнее время, под флагом административной реформы, резко сокращено государственных инспекторов, они лишены ряда полномочий, необходимых для эффективного осуществления контроля в этой сфере, ликвидированы самостоятельные охотинспекции и органы рыбнадзора. Их функции переданы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, не связанной с охраной животного мира. Результатом этого стало усиление браконьерства, в том числе массового, и, как следствие, резкое сокращение численности многих видов животных, в том числе редких и исчезающих.

Значимым фактором ослабления контроля за охраной и использованием объектов животного мира стала фактическая ликвидация института общественных инспекторов, произошедшая в результате принятия в 2001 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничившего перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы и применять меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях.

В то же время, некоторые неправительственные общественные организации накопили большой опыт осуществления общественной инспекции (контроля) в области охраны и использования животного мира, часто работали более эффективно, чем государственные инспекции, и, в том числе, привлекая внимание и пресекая нарушения совершаемые представителями органов власти, правоохранительных и иных органов. В общественных инспекциях была разработана разносторонняя система подготовки общественных инспекторов (контролеров), которая может быть использована государственными структурами.

В настоящее время, в связи с резким сокращением числа природоохранных инспекторов и фактической деградацией природоохранных служб, восстановление института общественных (внештатных) инспекторов становится особенно актуальным.

Участники Конференции считают необходимым:

1. Государственной Думе Российской Федерации:

  • в Кодексе РФ об административных правонарушениях определить права и обязанности общественных (внештатных) инспекторов в области охраны и использования объектов животного мира (включая право составления протоколов об административных правонарушениях, а также применения некоторых мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях).

2. Министерству природных ресурсов РФ и Министерству сельского хозяйства РФ:

    разработать и утвердить положения о внештатных (общественных) инспекторах в области охраны и использования животного мира, предусмотрев, что такими инспекторами могут стать активисты общественных организаций, имеющих опыт проведения соответствующих инспекций;
  • использовать многолетний опыт общественного инспектирования и контроля в области охраны и использования животного мира, и в том числе опыт Всероссийского общества охраны природы, студенческих дружин по охране природы, Социально-экологического союза, общественных охотничьих и рыбных инспекций.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • разработать и принять региональные законы об административной ответственности за нарушения в области охраны и использования объектов животного мира, предусмотрев в них функционирование общественных (внештатных) инспекторов.

4. Неправительственным организациям, уставы которых содержат положения о проведении общественной инспекции, и которые имеют опыт организации и проведения общественной инспекции в области охраны и использования объектов животного мира:

  • развивать систему общественных инспекций по охране природы, инициативно участвовать в создании системы общественных (внештатных) инспекторов в структуре федеральных специально уполномоченных государственных органов в области охраны и использования животного мира, региональных органах государственной власти;
  • обратиться в Министерство природных ресурсов и Министерство сельского хозяйства РФ с предложением принять участие в разработке проектов положений о внештатных (общественных) инспекторах в области охраны и использования объектов животного мира;
  • разработать и осуществить программы подготовки лиц для рекомендации специально уполномоченным органам государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира в качестве внештатных (общественных) инспекторов.

Принято на пленарном заседании Конференции 4 июня 2005 г.

Назад


К началу этой страницы На главную страницу

Share |

return_links(); ?>