ДОП - Движение Дружин охраны природыДОП - Движение Дружин охраны природы Этот сайт поддерживается Forest.RU

< English


Деятельность Движения

     Кампания в защиту Сочинского национального парка
     Восстановление общественного экологического контроля
     ООПТ
     Первоцвет
     Операция "Ель"

Новости

Организации Движения

История Движения

Песни ДОП

Библиотека

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате



SocEco Banner
Новости Движения ДОП

Новости Движения ДОП

Дружина охраны природы отвечает Министру

Недавно ректору Московского Государственного Университета В.А. Садовничему пришло письмо за подписью Министра экологии и природопользования Московской области А.Б.Шомахова с просьбой сообщить, в каком статусе находится Дружина Охраны Природы биофака МГУ. В письме также упоминаются некоторые другие «факты». На своём сайте члены ДОП прокомментировали это письмо и дали ответы на изложенные в нём вопросы.


1. «За последнее время в адрес Губернатора Московской области, в прокуратуры различных уровней, в Министерство экологии и природопользования Московской области от Дружины охраны природы им.В.Н.Тихомирова биологического факультета МГУ (ДОП МГУ) приходит большое количество обращений, заявлений, требований, которые часто носят тенденциозный характер.»

За последние несколько месяцев значительная часть нашей работы связана с проблемой обводнения заказника «Озеро Заболотское и его окрестности», которое по некой ошибке затронуло также заказник «Журавлиная родина». Дружиной были направлены обращения в Министерство экологии и природопользования Московской области, прокуратуру, Губернатору Московской области, а также организован сбор подписей под открытым обращением к Губернатору. Наши просьбы остановить обводнение в заказниках ради сохранения ценных экосистем и обитающих в них редких видов птиц были поддержаны Губернатором Московской области А.Ю.Воробьёвым во время его визита непосредственно на место обводнения.

Мы предполагаем, что Министр имеет в виду эти обращения, хотя и не видим в них ничего странного и «тенденциозного». Приводим их здесь:
Губернатору о проекте обводнения
в Минэкологии — заключение о проекте обводнения с сопроводительным письмом
в Минэкологии о реорганизации заболотского заказника
в Минэкологии по незаконным работам в заказнике «Журавлиная родина». (также отправлены копии этого обращения в Прокуратуру и Мособлкомлес).

2. «Данная «компания», которой руководит «Гринпис», другие экстремистские организации носит явно заказной характер и имеет своей целью представить в негативном свете деятельность Правительства Московской области в сфере экологии и охраны окружающей среды, используя авторитетную «эмблему» МГУ.»

Относительно руководства Дружиной сообщаем: согласно нашему Уставу, для руководства Дружиной из числа членов дружины выбирается командир. На данный момент командиром Дружины является студентка 5го курса Биологического факультета МГУ К.А.Цуканова. Других форм руководства Дружиной не предусмотрено, в том числе подчинения Дружины какой-либо одной или нескольким другим организациям. Мы очень удивлены предположением (точнее, утверждением) Министра о том, что Дружиной руководит какая-то другая организация, так как нам об этом ничего неизвестно.

Напомним, что Дружина образована 13 декабря 1960 года, когда «Гринпис» ещё не существовал ни в одной стране мира. С тех пор стиль, методы и задачи работы Дружины в целом не изменились. Если взгляды других общественных природоохранных организаций в настоящий момент совпадают с мнением Дружины, то это вовсе не означает, что Дружина работает под чьим-то руководством.

Кроме того, нам неизвестно, чтобы организация «Гринпис» была признана экстремистской (её нет ни в этом, ни в этом списке «экстремистов»), хотя с российским отделением этой международной организации мы сотрудничаем по некоторым вопросам. Например, по проблеме обводнения на озере Заболотском организация «Гринпис России» публиковала информацию на своём сайте (например, здесь), а представители Гринпис также принимали участие во встречах по этой проблеме в Правительстве МО.

3. «Минэкологии Московской области хорошо осведомлено об имеющихся проблемах, связанных с функционированием ООПТ областного значения и принимает необходимые меры в рамках существующего ограниченного финансирования».

Стоит отметить, нам случалось в своей работе сталкиваться со случаями, когда участие общественных организаций, в том числе ДОП МГУ, в решении конкретных проблем было совсем не лишним и помогло соответствующим ведомствам принять действительно необходимые меры. Например, в 2012 году в заказнике «Черустинский лес» была назначена сплошная санитарная рубка в лесу, который считался погибшим от пожара. Выехав на место, дружинники обнаружили прекрасный неповреждённый лес, и после наших обращений Министерство экологии провело проверку, ошибка была признана и рубка отменена.

Всего в Московской области более двухсот ООПТ регионального значения, и многие из них могут оказаться под угрозой из-за незначительных на первый взгляд ошибок, изменений в документах или отсутствия специальных проверок на местности. Кроме того, региональные ООПТ, в отличие от федеральных — заповедников и национальных парков, не имеют штата охраны, хотя многие из них крайне ценны с природоохранной точки зрения.

В связи с этим мы считаем правильным информировать Министерство об известных нам существующих и потенциальных угрозах ООПТ Московской области, экологических проблемах на этих территориях.

4. «Мы поддерживаем исследовательские работы на территории ООПТ, однако обращаем Ваше внимание, что ООПТ областного значения находятся под юрисдикцией Министерства экологии и природопользования Московской области и любые работы на таких территориях, в том числе научные, учебные и т.д. должны согласовываться с нашим Министерством.
Существует определенный порядок проведения работ на территории ООПТ на конкурсной основе.
«Дружина охраны природы Биофака МГУ» ни разу не участвовала в таких конкурсах и, соответственно, не имеет юридического права осуществлять свою деятельность на территориях ООПТ областного значения. Тем более, что зачастую «деятельность» указанной дружины приводит к конфликтным ситуациям, как с местным населением, так и с организациями, которые выиграли конкурс и на законных основаниях ведут работы на таких территориях.»

Дружина охраны природы осуществляет общественный экологический контроль на региональных ООПТ, что предусмотрено Уставом дружины, а также не противоречит нормам действующего законодательства:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Статья 5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий
Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
<…>
3. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Из приведённых норм следует, что любой человек, в том числе с целью осуществления общественного экологического контроля, имеют право посетить любую из региональных особо охраняемых природных территорий Московской области, если это не запрещено режимом конкретно этой ООПТ, и осуществлять на этой территории любую деятельность, также не противоречащую режиму конкретной ООПТ. Необходимость согласования общественного экологического контроля на региональных ООПТ не предусмотрена действующим законодательством.

Относительно конкурсов на проведение работ на ООПТ, сообщаем: Дружина не имеет возможности выполнения заказных работ, в том числе на конкурсной основе, так как не является юридическим лицом. Для реализации своих целей мы пользуемся вышеуказанным правом осуществления общественного экологического контроля.

Что касается конфликтов, к которым приводит наша деятельность, то нам не совсем ясно, о чём идёт речь. Возможно, Министр имеет в виду обмен различными мнениями о проекте обводнения на озере Заболотском, состоявшийся на последней встрече в Правительстве МО. Мы продолжаем участвовать во встречах в Правительстве области по этому вопросу, где участвуют все заинтересованные стороны, и не видим поводов для придания вопросу конфликтного характера.

При этом, указанные несовпадения мнений никак не говорят о том, что ДОП МГУ не имеет юридического права осуществлять свою деятельность на региональных ООПТ.

5. «Министерство открыто к сотрудничеству с любыми организациями и структурами. Но в рамках правового поля.»

Возможно, Министр имеет в виду, что взаимодействие с ДОП МГУ вышло за рамки правового поля. Отметим, что наше взаимодействие с Министерством экологии и природпользования заключается в том, что нами были направлы обращения в Министерство экологии, а также по вопросу обводнения на озере Заболотском члены Дружины по приглашению сотрудника Министерства А.В.Ожерельева приняли участие во встречах и в круглом столе в Правительстве Московской области.

Право граждан на обращение закреплено Статьёй 33 Конституции РФ:
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Раскрываются эти нормы в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: Статья 2, п.1: Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

А также в ФЗ «Об охране окружающей среды» :
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Граждане имеют право:
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды
1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Участие членов ДОП МГУ во встречах с представителями Министерства экологии и природопользования Московской области также не противоречит действующему законодательству.

Исходя из этого, мы не находим в нашем взаимодействии с Министерством фактов, выходящих за рамки правового поля.

6. «В этой связи, просим Вас, уважаемый Виктор Антонович, проинформировать наше Министерство в каком юридическом статусе находится «Дружина охраны природы Биофака МГУ». По данным Интернета, ДОП МГУ включает в себя студентов других вузов и любых других участников, кто заявит о желании заниматься какой-либо природоохранной деятельностью. А следовательно, лица вместе с «Гринпис», не имеющие никакого отношения к МГУ могут использовать высокий авторитет Вашего университета для дискридитации деятельности Правительства Московской области в сфере охраны окружающей среды.

О юридическом статусе Дружины:
Дружина охраны природы Биофака МГУ им. В.Н.Тихомирова — общественная организация без образования юридического лица. Дружина именуется в честь своего первого куратора, профессора Биологического факультета МГУ, ныне покойного В.Н.Тихомирова. Устав ДОП МГУ согласован с юристом Биологического факультета МГУ и утверждён деканом Биологического факультета М.П.Кирпичниковым.

О составе ДОП:
Вряд ли можно считать достоверным источником информации «Интернет» без указания конкретного сайта или страницы. На ресурсах в сети Интернет, которыми пользуется Дружина охраны природы, о составе ДОП написано следующее: «Членами Дружины являются не только студенты разных факультетов МГУ, но и других вузов.» (http://dopmgu.ru/o_nas)

В Уставе ДОП МГУ есть четкие нормы относительно состава Дружины:

Дружина состоит из членов Дружины и кандидатов в члены Дружины.
Членами и кандидатами в члены Дружины могут быть студенты и аспиранты биологического факультета МГУ, других факультетов МГУ, других ВУЗов, принятые в члены и кандидаты в члены Дружины в соответствии с настоящим Уставом, а также другие лица, принятые в члены и кандидаты в члены Дружины в соответствии с настоящим Уставом.

Члены Дружины выбираются из числа кандидатов в члены Дружины решением Общего собрания Дружины.

Кандидаты в члены Дружины выбираются из числа лиц, участвующих в деятельности Дружины и выразивших желание стать кандидатом в члены Дружины, решением Общего собрания или Штаба Дружины.
То есть, членами дружины желающие могут стать не сразу, а лишь после плотного знакомства с действующими дружинниками, и вовсе не «любой желающий» становится кандидатом и членом Дружины.

Что касается дискредитации Правительства: мы не видим никакого повода для беспокойства о том, какие либо «лица, не имеющие никакого отношения к МГУ» будут использовать Дружину для «для дискридитации деятельности Правительства Московской области в сфере охраны окружающей среды». Наша Дружина работает в сфере охраны природы уже более 50 лет, известна как в природоохранных, так и научных кругах и является одной из старейших и авторитетных природоохранных организаций. Выпускники Дружины сейчас составляют основу большинства крупных экологических организаций страны, многие из них известны своей научной и преподавательской деятельностью, в том числе в рядах сотрудников МГУ. В создании Красной Книги МО (2008г), о которой Минэкологии упоминает как о примере плодотворного сотрудничества Министерства с Университетом, выпускники Дружины приняли серьёзное участие в качестве членов редакционной коллегии (В.А. Зубакин, Т.И. Варлыгина, Н.А. Соболев), авторов большого количество статей и описаний (Конторщиков, Мищенко, Свиридова и др.).

Итак:
1) Дружина не имеет другого руководства, кроме собственного внутреннего, действующего согласно Уставу ДОП МГУ, и не выполняет заказов других организаций или сторонних лиц.
2) Каждый, кто принимает участие в деятельности Дружины, действует четко в соответствии с её Уставом и закрепленным Конституцией правом граждан на благоприятную окружающую среду.
3) Деятельность Дружины на протяжении полувека служила повышению авторитета МГУ в официальных инстанциях, о чём говорят благодарности со стороны Министерства природных ресурсов РФ и других ведомств как Дружине в целом, так и её членам, многие из которых стали признанными специалистами в области экологии и охраны природы.
4) Деятельность Дружины по общественному контролю, содействию охране и рациональному использованию ООПТ соответствует действующему законодательству. Дружина будет и впредь помогать государству решать проблемы, связанные с функционированием ООПТ регионального значения.

Мы не видим поводов для каких-либо дальнейших выяснений по поводу статуса нашей Дружины и надеемся, что Министерство экологии и природопользования вернётся к своим прямым задачам, в том числе к охране ценных природных территорий Подмосковья. Дружина по-прежнему готова к сотрудничеству с Министерством по этому вопросу.

31 марта 2014

Подробности:



К началу этой страницы На главную страницу

Share |